ЗИЛ-118 «ЮНОСТЬ» — АВТОБУС ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКОГО КЛАССА
В конце 50-х годов Никита Сергеевич Хрущёв начал борьбу с привилегиями. Выражалась она, в частности, в том, что число должностных лиц, имеющих право, пользоваться персональными автомобилями резко сокращалось. Автомобили старых образцов – ЗиС-110 и ЗиМ – передавались в таксопарки и переоборудовались в маршрутные такси. Выпуск же нового ЗиЛ-111относительно первоначального плана был сокращён в 10 раз.
Такое решение поставило под угрозу распада сложившийся на ЗиЛе уникальный коллектив с высокой производственной культурой, ведь при переходе на штучное производство значительную часть работников пришлось бы подвергнуть сокращению. Кроме того, выпускаясь мелкими сериями, детали ЗиЛ-111 имели бы чрезвычайно высокую себестоимость. Выход из такой ситуации виделся только в одном – создать на базе ЗиЛ-111 более массовый автомобиль с теми же узлами и агрегатами.
Рентабельным был бы выпуск свыше одной тысячи таких машин в год, а для удовлетворения нужд страны и экспорта, по ориентировочным прогнозам, требовалось ежегодно изготавливать 4-6 тысяч машин. Руководствуясь этими соображениями, в конце 1959 года инициативной группой было выдвинуто предложение, заключающееся в том, чтобы, используя узлы и агрегаты ЗиЛ-111, разработать проект и построить опытный образец многоместного легкового автомобиля для различных областей применения, успешные испытания которого дали бы основания к развертыванию его серийного производства в достаточно больших количествах.
Главная идея состояла в том, чтобы за счет более вместительной, чем у лимузина, вагонной компоновки кузова и рационального размещения в нем пассажиров создать совершенно новый тип комфортабельного легкового автомобиля многоцелевого назначения с красивыми внешними формами и внутренней отделкой.
Уже в 1959 году с чистого листа был разработан проект многоместного автомобиля «Юность» под заводским индексом ЗиЛ-118. Предложенное молодым художником-конструктором Т. П. Киселевой название новой машины отражало не только возраст большей части разработчиков, но и означало возникновение перспективного направления в производственной деятельности автозавода. Более того, в истории ЗиЛа это был первым и почти единственным случаем наделения автомобиля собственным именем – другим таким примером стал впоследствии ЗиЛ-5301 «Бычок».
Несущий кузов, имевший при 3760-миллиметровой колёсной базе 6840-миллиметровую длину и 2110-миллиметровую ширину, вмещал 17 пассажиров. Все места были сидячими.
Пространство между наружными и внутренними стальными облицовочными панелями кузова, соединенными с силовым каркасом с помощью сварки, заполнялись непополиуретаном для достижения хорошей термо- и звукоизоляции салона. Между пассажирским салоном и отделением водителя установлена перегородка со стеклянной верхней половиной, средняя часть которой выполнена сдвижной. Моторный отсек, занимающий пространство не только справа от сиденья водителя, но и некоторую часть в пассажирском салоне, закрыт капотом, снабженным двумя откидными частями, облетающими доступ к силовому агрегату. Щиток приборов и рулевое колесо перешли на «Юность» от легкового ЗиЛ-111. Отделение водителя снабжено отдельной дверью, расположенной слева, и мягким сиденьем с продольной и вертикальной регулировками. Полезная длина пассажирского салона 5300 мм и ширина около 1760 мм позволяли с комфортом разместить на мягких, раздельных, нерегулируемых сиденьях 17 человек.
Удобство посадки пассажиров в салон обеспечивалось тем, что ширина проема входной двери, размещенной с правой стороны, достигала 880 мм, а высота нижней ступеньки от земли не превышала 400 мм, тогда как высота внутренней ступеньки всего 260 мм. Кроме этого для свободного прохода в салон ближайшее к входной двери сиденье можно было легко откинуть.
Прекрасную обзорность для водителя и пассажиров обеспечивали не только ветровое, боковые и заднее окна, но и установленные на скатах крыши верхние окна, снабженные тонированными стеклами. Третья дверь, расположенная в задней части кузова, позволяла в необходимых случаях использовать под размещение багажа пространство, освобождающееся после демонтажа последнего ряда сидений. Это же обстоятельство обеспечивало погрузку носилочных больных при переоборудовании автомобиля в санитарную модификацию.
Общая высота помещения пассажирского салона (1395 мм в передней части и 1335 мм в задней) сделана достаточно удобной для посадки, но не допускала перевозку стоящих пассажиров, чем исключала возможность перегрузки машины и определяла получение низкой габаритной высоты.
Кузов ЗиЛ-118 оборудован системой отопления, использующей тепло охлаждающей жидкости системы охлаждения двигателя, вентиляцией и устройством для обдува ветрового стекла. В теплое время свежий воздух попадает в отделение водителя через сдвижные форточки, установленные в двери и правом окне (на первых образцах только через форточку в двери), а в пассажирский салон проходит благодаря опускающимся на 200 мм стеклам боковых окон. Если этого оказывалось недостаточно, то смонтированная на крыше жесткая центральная панель при ее перемещении назад по направляющим открывала проем размерами 680×1830 мм.
Ветровое стекло оборудовалось устройством обмыва и двумя стеклоочистителями. Отделение водителя было оснащено центральным зеркалом заднего вида, противосолнечными козырьками, дополнительным микрофонным устройством и плафоном освещения. Пассажиры «Юности» могли воспользоваться пепельницами, крючками для верхней одежды, светильниками, расположенными над сиденьями и входной дверью, а также радиоприемником, укомплектованным четырьмя громкоговорителями.
Для устойчивой работы радиоприемника над ветровым стеклом устанавливалась телескопическая антенна, управление которой производилось вручную изнутри. В машине имелись электрические часы. Дополняли картину релиновое или ковровое покрытия пола.
Широкое применение в конструкции ЗиЛ-118 пластмасс, легких сплавов штампованных цельнотянутых и гнутых силовых элементов дало возможность использовать без дополнительного усилия большинство серийных агрегатов легкового автомобиля ЗиЛ-111.
От лимузина были заимствованы элементы трансмиссии и ходовой части, включающие силовую передачу, подвеску, тормозную систему, рулевое управление и колеса.
Установка надежного, неприхотливого, современного на тот момент двигателя от грузовика, представляющего по существу упрощенную и дефорсированную до 150 л.с. версию мотора ЗиЛ-111, позволяла ЗиЛ-118 легко разгоняться до 120 км/ч, иметь невысокие эксплуатационные расходы за счет использования относительно дешевого низкооктанового топлива. При 100-миллиметровом диаметре цилиндра и 95-миллиметровом ходе поршня мотор имел тот же рабочий объём, что и Зил-111, но степень сжатия была снижена до 6,5-кратного значения. Впоследствии такой двигатель будет установлен на ЗиЛ-130.
Два топливных бака общей емкостью 160 л, расположенные в задней части кузова, обеспечивали запас хода, равный 575 км.
Применение автоматической гидромеханической передачи упростило управление автомобилем, обеспечило его плавный старт и быстрый и разгон, снизило износ двигателя и механизмов силовой передачи.
После тщательной подготовки в марте 1962 года начались заводские испытания опытного образца ЗиЛ-118. Чтобы определить эксплуатационные характеристики машины, дать оценку ее комфортабельности и надежности работы агрегатов были проведены лабораторно-дорожные и пробеговые испытания во многих районах СССР, в различных природно-климатических зонах.
Отличную возможность для проверки конструкции в экстремальных обстоятельствах давало проведение междугородных пробегов по маршрутам: Москва — Ростов — Сочи — Ереван — Тбилиси — Краснодар — Крым — Москва и Москва — Ленинград — Рига — Минск — Москва.
В условиях жаркого климата и низких температур, при движении по горным дорогам и булыжным шоссе, высокоскоростным магистралям и бездорожью выявились сильные и слабые стороны опытного автомобиля.
Успешный ход испытаний уже реально существующей оригинальной машины изменил к ней отношение руководителей ЗиЛа, сделав их из противников молодёжного энтузиазма горячими приверженцами нового автомобиля. Быстро оценив достоинства конструкции и большие возможности, которые открывал перед заводом масштабный выпуск ЗиЛ-118, директор ЗиЛа А. Г. Крылов, не дожидаясь окончания испытаний, направил в Госкомитет по автоматизации и машиностроению Совета Министров СССР предложение об оказании содействия в выделении необходимых ассигнований для организации серийного производства.
Однако в правительстве ответили, что планом Семилетки не предусматривалось выделение необходимых средств на строительство нового производства, поэтому сроки его осуществления предлагалось перенести на более поздний период.
Перенос сроков серийного производства ЗиЛ-118, по понятным причинам не мог вызвать восторга у заводчан, тем не менее, имеющийся резерв времени был использован для завершения полного цикла испытаний, совершенствования конструкции и создания новых модификаций.
Не увенчались успехом попытки руководства ЗиЛ, в качестве временной меры наладить изготовление машин нового семейства в количестве 250—300 штук на площадях некоторых вспомогательных производств.
В процессе дальнейшей работы и накопления эксплуатационного опыта постепенно пришло понимание того, что ЗиЛ-118 надо рассматривать не как легковой автомобиль пусть и многоместный, а как полноценный автобус. На это указывала вагонная компоновка, иное размещение пассажиров, отношение их числа к занимаемому объему, меньший расход топлива на одного человека. По существовавшей тогда классификации по транспортному назначению «Юность» могла быть отнесена к городским и пригородным автобусам, а по общему количеству перевозимых пассажиров — к автобусам малой вместимости. Среди серийно выпускавшихся автобусов ЗиЛ-118 по габаритно-весовым показателям и пассажировместимости занял промежуточное положение между РАФикомиПАЗиком. Однако, если по динамическим параметрам, комфортабельности езды, плавности хода и разгона, легкости управления с «Юностью» могли поспорить лишь некоторые легковые автомобили – ЗиЛ-111, Чайка и отчастиГАЗ-21.
Опытную эксплуатацию «Юность» проходила в одном из таксопарков Москвы. Для улучшения посадки и размещения пассажиров были демонтированы два сиденья, уменьшившие вместимость до 15 человек.
Весь комплекс полученных технико-экономических характеристик сопоставлялся с таковыми у 9-местного микроавтобуса РАФ-977Д, широко распространенного на маршрутных линиях столицы. Для создателей «Юности» это мероприятие имело особое значение, поскольку в условиях частых разгонов и торможений, многочисленных поворотов, движения с максимальными весовыми нагрузками предоставлялась возможность не только подтвердить заявленные технические параметры, но и проверить конструкционную прочность кузова, надежность работы всех систем, топливную экономичность, комфортабельность, удобство обслуживания.
Несмотря на вдвое большие стоимость самого автобуса, расход топлива, трудоемкость технического обслуживания и ремонта, обусловленных с возросшими по сравнению с РАФ-977Д габаритами, вместимостью, мощностью двигателя и конструктивной сложностью, годовой экономический эффект при эксплуатации ЗиЛ-118 превысил 600 тыс. рублей, что тогда являлось весьма серьезным показателем. И в этом не было ничего удивительного. Оказалось, что высшая плотность пассажирских потоков делала вместимость рижской машины недостаточной, а замена этой модели на ЗиЛ-118, позволила бы сократить количество маршрутных такси на улицах Москвы на 1317 единиц, при одинаковом с РАФ-977Д объеме транспортных перевозок. А если к этому прибавить более низкие, чем у конкурента эксплуатационные затраты, более высокие надежность и долговечность силовой установки, наличие гидроусилителя рулевого управления, лучшие условия для водителя и пассажиров (оборудование салона, вентиляция, отопление, обзорность, меньшее раскачивание кузова при движении и т. д.), то «Юность» выглядела бесспорным фаворитом.
В тот же период, выполняя постановление Совмина СССР, ЗиЛ в тесном взаимодействии с учреждениями Министерства Здравоохранения и предприятиями Министерства медицинской промышленности, изготовил ЗиЛ-118 А — машину специализированной скорой медицинской помощи.
Ее особенность состояла в том, что уже во время движения пациенту мог быть оказан такой комплекс оперативных услуг, которые были недоступны на других типах машин аналогичного назначения. Для этого автомобиль оборудовался разнообразной медицинской аппаратурой, превращавшей его по существу в передвижной госпиталь, а средняя часть крыши длиной более двух метров выполнена подъемной, что позволяло врачам работать в полный рост. Специальное освещение и удобно расположенные емкости для инструментов и кислорода обеспечивали возможность в случае неотложной необходимости операции в автомобиле.
Необычайная плавность хода, превосходные ходовые качества и передовая техническая оснащенность максимально сокращали время прибытия специалистов по вызову, обеспечивали оптимальные условия транспортировки пациентов.
Настоящий триумф ожидал «Юность» в 1967 году, когда СССР впервые решил участвовать в Semaine Internationale du Car – престижной «Автобусной неделе», проходившей со 2 по 5 мая в Ницце. Это был своего рода автобусный салон, смотрины, устраиваемые крупнейшими туристическими бюро Европы. В технических испытаниях «Юность» показала лучшие результаты среди 64 конкурсантов во всех без исключения дисциплинах. За это советскому микроавтобусу вручили главный кубок Оргкомитета. В конкурсе кузовов «Юности» вместе с другими отечественными автобусами присудили серебряную медаль Французской федерации кузовостроения. Как следствие такого успеха посыпались предложения от зарубежных туристических и транспортных организаций. Однако выполнить эти заявки ЗиЛ уже не мог – к тому времени производство было окончательно свёрнуто.
В 1971 году появился модернизированный ЗИЛ-118К (или ЗИЛ-119) «Юность».
Дизайнером обновленного микроавтобуса был Борис Кузнецов. И опять производство носило в буквальном смысле единичный характер, а за три года (с 1972-го по 1974-й) не построили ни одной машины. Существовало несколько интересных модификаций микроавтобуса, в том числе реанимобиль, передвижная телевизионная станция, пикап, противодиверсионная спецмашина со сверхпрочным контейнером для ликвидации подозрительных устройств. Кроме того, один из автомобилей некоторое время выполнял роль чемоданчика с «ядерной кнопкой» – в нем смонтировали аппаратуру управления пуском стратегических ракет. КГБ оборудовал несколько машин аппаратурой радиоэлектронного слежения. Якобы одна из таких машин постоянно дежурила во дворах неподалеку от американского посольства. Всего с 1961 по 1994 год было изкготовлено 93 микроавтобуса «Юность».
1987 ЗИЛ 118К «ЮНОСТЬ»
«Юность» второго поколения в различных документах носила индексы ЗИЛ-118К или ЗИЛ-119, а к 1991 году была сертифицирована по новому ГОСТу как ЗИЛ-3207. Производство этих автобусов завершилось в 1994 году. Последние экземпляры ЗИЛ построил в качестве служебного транспорта для своего заводского гаража.
Данный автомобиль сперва работал в ГОНе, затем был приписан к мэрии Москвы. В ПТС отметка: «Кремль-9». Более 10 лет после завершения службы находился в частной коллекции. Уникальный экземпляр в «родной» краске и полностью аутентичном состоянии. Постоянно растёт в цене, отличная инвестиция. Редчайший автомобиль. Готов к продаже, на ходу, осмотр – Москва.
Цена: 7 000 000
МаркасЙЯ
АресенийЫжДД
МакаррззР
АриналЯЬШ
Евайучя