Япония — страна небольшая, к тому же густонаселенная. Движение плотное, расстояния не бог весть какие, так что сверхмощному автомобилю там практически негде показать свои способности — разве что на закрытых автополигонах. Японские автопроизводители уже давно договорились между собой о том, чтобы не выпускать машины с моторами мощнее 280 лошадиных сил: их для повседневной езды вполне достаточно. Вот только соблюдается это соглашение лишь формально: у покидающего конвейер спорткара действительно может быть всего 280 сил, но запас прочности агрегатов позволяет выжать гораздо больше дури. На помощь неугомонным автовладельцам идут тюнинговые компании, и в итоге на свет появляются тысячесильные монстры. Сами автопроизводители вроде как ни при чем: они же соблюли неписаное соглашение! Но все понимают: гиганты вроде Toyota и Nissan сознательно закладывают в свои моторы решения, позволяющие при грамотной настройке значительно перекрыть их заводские показатели. Вот почему именно японские машины более других приспособлены для глубокого тюнинга, уверен предприниматель Артем Исраелян — владелец уникальной Toyota Supra.
Национальный вопрос
Автомобили Артем обожает с детства. За руль впервые сел едва ли не в младенчестве и с тех пор сменил множество разных машин. В последние годы отдавал предпочтение «немцам»: привлекли комфорт, мощь, статусность. Причем в его автопарке всегда были не только представительские модели, но и «зажигалки» — их роль выполняли то BMW M3, то заряженные Audi, то Mercedes AMG. Возможно, Артем так и остался бы навсегда фанатом немецкого автопрома, если бы однажды не повстречал знакомого на Subaru Impreza WRX STi. Приятель предложил немного погоняться, что вызвало у Артема только улыбку: куда двухлитровой «Импрезе» против Mercedes E55 AMG! Первый же заезд показал: тюнингованная Subaru не только не уступает «Мерседесу» в скорости, но и опережает его. «Когда мы остановились, я попросил открыть капот и предъявить мотор, а то больно уж походило на развод, — с улыбкой вспоминает бизнесмен. — Но там действительно оказался двухлитровый движок. В этот момент я понял, что по-настоящему быстрыми и мощными могут быть именно японские автомобили, причем прошедшие через руки мастеров тюнинга».
Первым японским спорткаром в гараже Артема стал Mitsubishi Lancer Evolution VIII. Конечно, базовые 280 л. с. любителя быстрой езды не устроили — в общем, после доработки двигатель выдавал уже 400 «лошадок». Но и этого бизнесмену показалось мало: хотелось иметь машину, действительно форсированную по максимуму. «Эво» — прекрасный автомобиль, но возможности его двигателя не безграничны, — говорит автовладелец. — Я начал подыскивать более серьезный аппарат — читать соответствующую литературу, смотреть, что пишут на форумах, общаться со специалистами».
Один из двух
Хорошенько вникнув в вопрос, Артем понял: выбирать нужно между двумя моделями — Toyota Supra и Nissan Skyline GT-R. Эта сладкая парочка — настоящие легенды японского автомобилестроения. Их выпускали в девяностые годы прошлого века, но машины до сих пор ценятся специалистами в первую очередь как идеальные доноры для серьезного тюнинга: заложенный в них запас прочности позволяет форсировать моторы до запредельных высот. После долгих раздумий выбор пал на «Супру». «Тут сыграло несколько факторов. К тому моменту мне уже приходилось ездить на Toyota и Lexus, и они показали себя абсолютно надежными, почти неубиваемыми аппаратами. К тому же Supra заднеприводная, а GT-R — с подключаемым полным приводом, а потому Toyota легче, немного быстрее и интереснее в управлении», — объясняет свое решение Артем.
Первоначально он планировал купить машину в Японии, поскольку версии для домашнего рынка лучше оснащены в базе, нежели машины с левым рулем. Сделать это, однако, долго не удавалось: автомобили в хорошем состоянии не так часто выставляются на продажу. Артем думал уже перенести поиски в США, даже несмотря на то, что машины для американского рынка конструктивно попроще, но удача все же улыбнулась: его приятель, который в тот момент как раз был в Японии, нашел на аукционе уже подготовленную, тюнингованную Toyota Supra. Реакцию Артема нетрудно угадать: брать во что бы то ни стало! Естественно, серьезно настроенных претендентов на эту машину подобралось немало. В какой-то момент казалось, что Supra уже в руках — ставку Артема никто не мог перебить, — но увы: в конечном счете машина осталась в Японии. «По правилам аукциона мы могли делать ставку ограниченное количество раз. И когда в самом конце появился другой покупатель, ничего изменить было уже нельзя», — сокрушается российский предприниматель. Впрочем, без любимого автомобиля Артем не остался: устроители аукциона в качестве компенсации предложили ему без всяких торгов приобрести другую доработанную «Супру». Не желая упускать и этот шанс, он согласился.
Supraтив законов физики
Когда Supra прибыла в Россию, это был уже вполне законченный тюнинг-проект. Внешне купе выделялось ярким спортивным обвесом — по уверениям японцев, единственным в своем роде (после того как машину «обули» в пластик, матрицу сломали!). Кроме того, в Стране восходящего солнца «Супре» основательно «перетрясли» подвеску, установили тормозные механизмы Brembo, а рядный шестицилиндровый трехлитровый мотор форсировали до 630 л. с. — уже прилично. Впрочем, были и недостатки. На машине стояла автоматическая коробка передач — для спорткара, которому дорога каждая доля секунды при разгоне, этот элемент был явно лишним. К тому же остальные компоненты трансмиссии оказались практически стандартными и при дальнейшем форсировании мотора вряд ли выдержали бы нагрузки. Да и возможности самого двигателя на тот момент были исчерпаны: дорабатывать его уже не имело смысла.
«630 сил — это очень много, но мощность, как известно, не бывает избыточной, — говорит Артем. — Через некоторое время захотелось большего, да к тому же мне нравятся круглые цифры. Сразу возникло желание округлить лошадиное поголовье, например, до семи сотен».
Чтобы воплотить желание в быль, потребовалась кардинальная перестройка автомобиля, которая проводилась уже в Москве. В первую очередь поменяли двигатель, увеличив его объем путем установки строкер-кита на 3,4 литра. Также автомобиль избавили от автомата — его место заняла спортивная механика Getrag с многодисковым керамическим сцеплением. Специалисты переделали и карданный вал, и задний дифференциал — эти детали должны обладать достаточной прочностью для передачи умопомрачительного крутящего момента. Ведь после всех манипуляций двигатель стал выдавать почти локомотивную тягу.
Когда машина была готова, испытательный стенд показал заветную цифру — 700 лошадиных сил. Однако прошло немного времени, и — что бы вы думали? — Supra снова отправилась в бокс. На сей раз доработки оказались не столь глобальными: ходовая часть машины изначально готовилась к дальнейшей форсировке и больше не требовала серьезного вмешательства. Усилия тюнеров снова сосредоточились на увеличении мощности — в первую очередь за счет повышения давления турбины. Новый результат — уже тысяча сил! Но Артем не намерен на этом успокаиваться: «Мне нравится быть первым во всем. И уж если у меня есть любимая Toyota Supra, то почему бы не выжать из нее максимум? Говорят, в Арабских Эмиратах есть похожая машина с 1200-сильным мотором. Значит, и мне пока останавливаться рано».
Герой-одиночка
Эта огненно-желтая Supra — действительно уникальный автомобиль, которому непросто найти достойного соперника на дороге. «Большинство споров идет на специализированных интернет-форумах, и многие любители тюнинга утверждают, что при наличии средств и желаний большего можно достичь при доработке Nissan Skyline GT-R, — сетует Артем. — Чтобы положить конец виртуальным баталиям, я, пожалуй, куплю себе такой «Ниссан» и доработаю его по максимуму. Посмотрим, кто окажется быстрее, но лично я свою ставку уже сделал: Supra!»
При участии Степана Кривошеева
Наверно буду покупать)